Коллегия адвокатов ТЭК

Информация о заседаниях Экспертного совета

ПРОТОКОЛ №2
рабочего совещания Экспертного совета
по вопросам бухгалтерского учета
и отчетности в добывающих отраслях

город Москва 03 февраля 2004 г.

Присутствовали:
1. Островский Олег Моисеевич, президент Института профессиональных бухгалтеров России.
2. Горбатова Лариса Валерьевна, председатель Комитета по МСФО ИПБ России.
3. Шнайдерман Татьяна Александровна, заместитель руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации.
4. Бочкарева Вера Алексеевна, председатель некоммерческой организации «Коллегия адвокатов ТЭК».
5. Волков Андрей Игоревич, партнер ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс».
6. Дзех Светлана Григорьевна, заместитель начальника отдела методологии бухгалтерского учета ОАО «Лукойл».
7. Долматов Михаил Михайлович, генеральный директор ЗАО «Евроконсалт».
8. Копытова Валентина Николаевна, заместитель главного бухгалтера АК «АЛРОСА».
9. Кравченко Леонид Анатольевич, заместитель председателя Коллегии адвокатов ТЭК, куратор проекта разработки стандарта «Добывающие отрасли.
10. Линник Светлана Владимировна, начальник отдела методологии бухгалтерского учета АК «АЛРОСА».
11. Масолыгина Наталья Евгеньевна, секретарь Экспертного совета, главный методолог ЗАО «Евроконсалт».
12. Островский Олег Моисеевич,
13. Паткина Галина Константиновна, начальник управления методологии бухгалтерского и налогового учета ОАО «СУЭК».
14. Селиверстова Надежда Евгеньевна, ведущий специалист отдела методологии бухгалтерского учета ОАО «ГМК «Норильский Никель».
15. Сухов Равиль Камильевич, начальник отдела методологии бухгалтерского учета ОАО «ГМК «Норильский Никель».
16. Чернова Галина Андреевна, заместитель главного бухгалтера - начальник управления методологии и организации бухгалтерского и налогового учета ОАО "Сургутнефтегаз".

Повестка дня:
1. Обсуждение Концепции проекта стандарта «Добывающие отрасли».
2. Обсуждение соответствия основных учетных вопросов, изложенных в Концепции, Принципам подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО.

Общие замечания:

1. В силу наличия специфических особенностей осуществления производственной деятельности организациями добывающих отраслей существует неоднозначная трактовка специалистами для целей учета и отчетности одних и тех же фактов хозяйственной деятельности. Необходимо упорядочить терминологию, которая будет применяться при разработке проекта стандарта «Добывающие отрасли». В большей степени это касается специальных терминов из области геологоразведочных работ и работ по освоению участка недр (месторождения).
Участниками совещания предложено разработать глоссарий в качестве рабочего документа и приложения к проекту стандарта.

2. По мнению участников рабочего совещания, проект стандарта не должен противоречить Принципам подготовки финансовой отчетности КМСФО и законам Российской Федерации.

3. Участниками рабочего совещания были высказаны пожелания достичь в проекте стандарта сопоставимости условий и порядка признания расходов для целей бухгалтерского и налогового учета.

Основные момента из выступлений участников рабочего совещания:

1. Островский Олег Моисеевич пожелал Экспертному совету первым этапом своей работы выработать единую для всех организаций добывающих отраслей концепцию бухгалтерского учета. При стремлении учесть все специфические особенности отражения в учете хозяйственных операций, имущества и обязательств организациями нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, необходимо учитывать, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету устанавливают единые принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Это общие определения и ими надо ограничить сферу действия стандарта.
Для отражения особенностей ведения учета, калькулирования себестоимости выпускаемой продукции (производимых работ) необходимо разработать отраслевые Методические указания по бухгалтерскому учету.
О.М. также просил учесть необходимость согласования проекта стандарта в МНС РФ. От МНС РФ в состав Экспертного совета входит Оганян Карен Иосифович - руководитель Департамента налогообложения прибыли.
О.М. подчеркнул, что одной из приоритетных целей создания национального проекта «Добывающие отрасли» будет представление стандарта в КМСФО и информирование его с помощью стандарта о позиции России в вопросе предоставления и раскрытия информации в финансовой отчетности, предоставляемой организациями добывающих отраслей пользователям информации, в том числе и на международном уровне.

2. Горбатова Лариса Валерьевна. Подготовительный комитет (представители Австралии, ЮАР, Норвегии, Канады) приступил по плану к разработке стандарта МСФО «Добывающие отрасли» в 1999 году. Однако до настоящего времени не опубликован проект стандарта подготовительного комитета МСФО, а также Проект с изложением принципов или другой дискуссионный документ по основополагающим учетным вопросам, подлежащих урегулированию подготавливаемым стандартом. В настоящее время работа над проектом фактически не ведется. Австралия представила свой вариант стандарта, однако он не опубликован, отсутствует отзыв Подготовительного комитета на проект. В настоящее время все усилия КМСФО направлены на подготовку перехода стран Европейского Союза на стандарты МСФО. По словам Л.В., работа над проектом вряд ли начнется ранее 2005 года. Тем не менее, имеет смысл разработать свой национальный стандарт, чтобы с его помощью лоббировать интересы организаций добывающих отраслей в Комитете по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Шнайдерман Татьяна Александровна подчеркнула, что при разработке проекта стандарта нельзя ориентироваться только на пожелания крупных организаций, добывающих нефть и газ. Существуют еще средние и малые предприятия в нефтегазовой отрасли, предприятия по добыче угля, руды, предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Они также должны пользоваться стандартом без ограничений.
Т.А. подтвердила, что Минфин РФ крайне заинтересован в создании стандарта «Добывающие отрасли». Появление нормативного документа позволит снять ряд назревших вопросов бухгалтерского учета, возникших в результате существенного изменения законодательства за последние несколько лет. Важно, что в идею создания нового стандарта уже заложены принципы подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО, так как уже существующие ПБУ необходимо «подогнать» к новой редакции международных стандартов, которые появятся к 2005 году. Минфин готов оказать необходимую методическую и консультационную помощь в разработке стандарта. Кроме того, необходимо, чтобы на разработке стандарта работа по реформированию учета в добывающих отраслях не закончилась, так как отсутствуют отраслевые нормативные акты, регламентирующие порядок ведения учета и формирования себестоимости продукции (работ, услуг) в добывающих отраслях. А организации на свой страх и риск руководствуются собственными внутренними стандартами и инструкциями, оказываясь беззащитными перед контролирующими органами и аудиторами.

4. Бочкарева Вера Алексеевна в своем выступлении рассказала участникам рабочего совещания, какими правилами руководствовались разработчики проекта при создании концепции стандарта. Это, прежде всего, государственная собственность на недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Разведанные пользователем недр месторождения учитываются только на государственном балансе. Добытые полезные ископаемые списываются с государственного баланса. Следовательно, у пользователя недр возникает обязанность проведения определенных видов и объемов поисковых и геологоразведочных работ в установленном порядке, без возникновения актива (выявленных запасов).

Необходимо принимать во внимание и долгосрочную политику государства, которая, начиная с 1992 года, направлена на стимулирование геологоразведочных работ. Поэтому и разведка, и подготовительные работы в добывающих отраслях включались в себестоимость производимой в текущем периоде продукции (данные расходы никак не относились к произведенной продукции) и принимались для целей исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Дополнительными ограничениями при подготовке концепции являлось ее соответствие Принципам подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО, федеральным законам «О бухгалтерском учете», «О недрах», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Далее В.А. изложила позицию разработчиков проекта стандарта «Добывающие отрасли» по основным вопросам, изложенным в концепции проекта. Дискуссия развернулась по следующим вопросам.

1) Расходы на приобретение права пользования участком недр (лицензий) предполагается учитывать как расходы, связанные с созданием внеоборотных активов организации (нематериальных активов). Организации заинтересованы в увеличении внеоборотных активов. Учет лицензий на право пользования недрами в качестве нематериальных активов противоречит ПБУ 14/2000.

Предложения участников о том, как урегулировать возникшие разногласия:
- внести исправления в ПБУ 14/2000;
- или учитывать лицензии в качестве актива, но не в составе нематериальных активов, а как расходы будущих периодов (Чернова Г.А., Волков А.И);
- оставить особенность регулирования этого вопроса в стандарте «Добывающие отрасли»;
- как актив не учитывать, но дополнительную информацию по лицензиям приводить в пояснительной записке к балансу.

В ходе обсуждения вопроса Т.А. Шнайдерман сообщила, что в настоящее время Минфин рассматривает возможность введения в план счетов бухгалтерского учета дополнительного счета (субсчета?) в раздел внеоборотных активов, так как назрел вопрос об отражении в бухгалтерском учете активов, которые не подходят под четкие критерии признания их оборотными средствами, нематериальными активами или доходными вложениями в материальные ценности. Отражение в учете лицензий и расходов на геологоразведочные работы стоит решать в этом направлении. Но пока этот вопрос окончательно не решен.

К обсуждению вынесены дополнительные вопросы:

  • Как учитываются в бухгалтерском учете расходы на приобретение права пользования участком недр, не связанные непосредственно с получением лицензии? Например, расходы по приобретению геологической информации у третьих лиц. Или расходы по компенсациям третьим лицам за произведенные геологоразведочные работы на участке недр.
  • Если лицензии учитывать как нематериальные активы, в течение какого срока их следует амортизировать в бухгалтерском учете? Если в лицензии указан срок окончания работ, то это указание на срок окончания амортизации? А если лицензия выдана без ограничения такого срока, то в течение какого периода начислять амортизацию? Ограничивать ли срок начисления амортизации по таким лицензиям?
  • По какой стоимости учитывать право пользования участком недр? По российскому законодательству нематериальные активы учитываются по фактическим расходам на их приобретение и не подлежат переоценке. Между тем нематериальные активы по МСФО учитываются по переоцененной стоимости, которая является справедливой стоимостью актива.
  • Куда и когда относить амортизацию по приобретенным лицензиям организациям, которые не ведут разведку и добычу? Если относить на убытки, то через квартал организация станет банкротом.
2) Расходы, осуществленные пользователем недр на региональное геологическое изучение недр, на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также на разведку (за исключением расходов на строительство/бурение разведочных скважин на нефть и газ) до утверждения проекта разработки месторождения (залежи) предполагается относить на расходы в момент фактического расходования средств. Расходы на указанные виды геологоразведочных работ недропользователь имеет право относить на любые другие виды деятельности по элементу затрат «Прочие расходы».
Мнение разработчиков по данному вопросу не вызвало отрицания со стороны участников рабочего совещания. Высказывались мнения, что желательно максимально приблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Представители ОАО «АЛРОСА» высказали пожелание в определении специально для горнодобывающей отрасли этапов геологоразведочных работ для целей учета произведенных расходов.
Представители ОАО «СНГ», ОАО «АЛРОСА», ОАО «ЛУКОЙЛ» высказали опасения, что полное списание расходов на геологоразведочные работы в периоде их осуществления не позволит в дальнейшем влиять на формирование себестоимости добываемого полезного ископаемого с точки зрения недопущения ее скачкообразного изменения. Ранее это достигалось за счет различных методов списания капитализированных расходов (расходов будущих периодов) на себестоимость добываемого полезного ископаемого.

3) Расходы, производимые пользователем недр с целью разведки месторождения (залежи) полезных ископаемых (за исключением расходов на строительство/бурение разведочных скважин на нефть и газ) после утверждения проекта разработки месторождения (залежи) предполагается капитализировать до начала добычи полезных ископаемых в качестве нематериального актива. Расходы на строительство (бурение) разведочных скважин на нефть и газ, подлежащих в дальнейшем эксплуатации, капитализируются в бухгалтерском учете как расходы на создание (приобретение) внеоборотных активов (основных средств).

К обсуждению вынесены дополнительные вопросы:

Стоимость строительства (бурения) разведочных скважин на разведочном этапе работ на нефть и газ значительно превышает стоимость строительства (бурения) эксплуатационных скважин. По какой стоимости вводить разведочную скважину в эксплуатацию:

  • по фактической стоимости,
  • по фактической стоимости за минусом расходов на проведение комплекса геофизических исследований и работ с использованием этих скважин, не связанных непосредственно со строительством указанных скважин;
  • по стоимости эксплуатационного бурения текущего года;
  • по иной стоимости.
Как в таком случае соблюсти соответствие положениям ПБУ 6/01?

4) Расходы на обустройство месторождений в нефтегазовой отрасли, расходы на подготовительные работы в горнодобывающей промышленности (в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов) признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов. После начала добычи указанные расходы включаются в себестоимость добытого полезного ископаемого в течение периода, установленного учетной политикой организации.
Паткина Г.К., Сухов Р.К., Селиверстова Н.Е., Копытова В.Н., Линник С.В. подтвердили, что в настоящее время не существует нормативного акта, регулирующего учет горных работ и их разделение на горно-подготовительные и горно-капитальные. ОАО «АЛРОСА» разработало внутренний стандарт, которым они руководствуются при ведении учета. ОАО «Норильский никель» подробно описал учет указанных работ в учетной политике организации. Нет однозначного понимания понятия «проходка шахтных стволов», необходимо ее описание с точки зрения определения в бухгалтерском учете в качестве расхода или актива. Чернова Г.А. сказала, что и понимание термина «освоение природных ресурсов» тоже неоднозначно среди учетных работников и прежде всего, по составу работ и затрат, соотносимых с этим понятием.

К обсуждению вынесены дополнительные вопросы:

  • Куда относить расходы на строительство и содержание шахт, выработок, разрезов и т.п.? В Классификацию основных средств они не включены.
  • Как учитывать расходы на проходку шахтных стволов, если она впоследствии применяется при добыче полезного ископаемого?
  • Вводить ли временной интервал на использование при добыче полезных ископаемых шахт, горных выработок для целей их признания основными средствами или расходами будущих периодов? Если да, то каков должен быть этот интервал?

5) Расходы на содержание и эксплуатацию межпромысловых дорог и других временных сооружений, используемых для вывоза сырья и других производственных целей, являются расходами по обычным видам деятельности. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках в периоде их осуществления.

Мнение Дзех С.Г. и Черновой Г. А. – это расходы капитального характера, расходы формируют стоимость основных средств - дорог.

К обсуждению вынесены дополнительные вопросы:

  • Как учитывать расходы на строительство межпромысловых дорог?
  • Куда относить расходы на строительство и содержание сезонных дорог?
  • Куда относить расходы на строительство и содержание временных сооружений?

6) Компенсации и платежи: на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов признаются в отчете о прибылях и убытках в периоде их осуществления.

К обсуждению вынесены дополнительные вопросы:

  • Сметная стоимость на строительство скважин включает расход на обязательное восстановление земель после ликвидации скважины? Следует ли учитывать расходы на рекультивацию земель в стоимости скважин? Или необходим иной механизм учета указанных расходов?
7) Расходы на ликвидацию скважин, в том числе старого фонда, шахт, горных выработок, на рекультивационные работы включаются в сметную стоимость строительства (бурения) и включаются в расходы через начисление амортизации при эксплуатации основных средств. Расходы на содержание законсервированных основных средств являются внереализационными расходами и признаются в отчете о прибылях и убытках в периоде их осуществления.
Чернова Г.А. предложила отнести регулирование учета расходов на рекультивацию к определению учетной политикой организаций.

К обсуждению вынесены дополнительные вопросы:

  • Как учитывать расходы на ликвидацию старого фонда скважин?
8) Распределение общих расходов, в том числе аудит запасов, приобретение необходимой геологической и иной информации.
9) Раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о величине и стоимости запасов полезных ископаемых.

Совещание закончилось принятием следующих предложений:

1. Предусмотреть в стандарте общую часть и особенности отдельно для нефтедобывающей отрасли, предприятий по добыче угля, предприятий по добыче твердых полезных ископаемых (кроме угля).

2. Предоставить организациям добывающих отраслей для изучения и обсуждения дополнительные вопросы по результатам рабочего совещания 03 февраля 2004 года, а также комментарии к ним разработчиков проекта.

3. Рекомендовать организациям добывающих отраслей рассмотреть в рабочем порядке Концепцию проекта стандарта «Добывающие отрасли» и вопросы к Концепции (включая дополнительные). Общее суждение и предложения по результатам обсуждения довести до сведения Экспертного совета в срок до 13 февраля 2004 года.

4. В течение февраля - марта 2004 года разработчикам проекта стандарта провести семинары и обсуждения Концепции проекта стандарта (в соответствии с согласованным графиком) со специалистами организаций добывающих отраслей.

5. Подготовить перечень альтернативных мнений по основополагающим вопросам учета и отчетности в добывающих отраслях для принятия по ним единого решения путем голосования на заседании Экспертного совета к 01 марта 2004 года.

6. Рассмотреть на заседании Экспертного совета организационные вопросы (11 февраля 2004 года 16 часов).

Секретарь Экспертного совета Н.Е. Масолыгина
    Главная
    Стандарт Добывающие отрасли
    Комментарии к законодательству
    Наши публикации
    Контакты

 © 2004 Коллегия адвокатов ТЭК Наверх  Web-дизайн: GoodWeb